проверка размера стиха онлайнгенератор стиховподобрать римфу к слову

Современная русская рифма



Книга Ю.И.Минералова о современной русской рифме представляет интерес для литературоведов, филологов, поэтов и просто читателей, интересующихся поэзией. Опубликована она на сайте исключительно для ознакомления. Все права принадлежат правообладателям и наследникам. Любое коммерческое использование запрещено. Цитирование возможно только с разрешения администрации сайта и с обязательной активной гиперссылкой на сайт neogranka.ru.


Порою работы, повествующие о стихосложении, его технике, бывают построены таким образом, что излагаемый материал механически распадается на ряд разделов, получающих из книги в книгу однотипные названия ("силлабическое стихосложение", "акцентный (или "тонический") стих", "силлабо-тоническое стихосложение", "рифма", "ритм и метр" и т. п.). Сложное сцепление стиховых элементов, реально существующих и творчески реализующихся во взаимовлиянии и взаимоподдержке, вольно или невольно предстает разъединенным, развалившимся и аморфным, так что читатель уже объективно неспособен ощутить, что же такое стиховая система как единое целое, даже если выражение "стиховая система" регулярно употребляется автором. Книга, тем самым, приобретает ряд особенностей, характерных для издания наподобие терминологического словаря (в словаре они вполне естественны, поскольку перед ним ставится весьма ограниченный круг прикладных и вспомогательных задач), но ее главы и разделы не получают при этом специфических достоинств статей, образующих настоящий словарь (компактности, сжатости изложения, понятийной выверенности каждой фразы). В научной монографии такое разрозненное изложение материала - явный недостаток.


Чтобы в рамках исследования, посвященного узкой конкретной теме (в данном случае проблемам структуры и истории развития русской рифмы), все-таки очертить реальные внутренние взаимосвязи, организующие рифмовку, ритмику, словопорядок и другие компоненты стихотворного текста в единое целое системного типа, необходимо избрать определенный четко фиксированный ракурс. После этого система будет увидена как бы в живописной перспективе, в которой предметы выглядят словно уменьшающимися по мере своего удаления от глаз наблюдателя. Но всякий грамотный человек не обманывается этим общеизвестным объективным явлением и умеет реконструировать истинные пропорции увиденного. По такому принципу строится, между прочим, и чисто научный прием описания структуры целого относительно одного из составляющих его элементов, превращаемого тем самым в своего рода эвристический "стержень" описания. В нашем случае в качестве подобного "стержня" избирается рифма, а это ставит нас в чрезвычайно удобное положение.


В системе элементов русского стиха рифма, рифмовка представляет явление, интерес к которому неотделим от самого интереса к поэзии. В ней неизменно видится своего рода ядерный компонент, центровая зона техники стихосложения. Человек может не отличать ямба от хорея, вообще плохо понимать, что такое стихотворный метр (размер), или, например, не понимать, что такое силлабика, тоника и силлабо-тоника.


  • Если вам понравилось, поделитесь с друзьями